Новости

Арбитражный суд Северо-Западного округа: регоператор не обязан приобретать контейнеры

Эта история длилась больше года. И вот 11 февраля 2020 года поставлена точка в вопросе: «Кто должен приобретать контейнеры для твердых коммунальных отходов?»

С чего все началось?

В январе 2019 года администрация города Вологды выявила переполнение на 22 контейнерных площадках из-за отсутствия на них контейнеров для ТКО и по этому поводу пожаловалась на регионального оператора ООО «АкваЛайн» в прокуратуру города Вологды. Прокуратура, исполняя свои служебные обязанности, направила представление в адрес директора ООО «АкваЛайн» об устранении причин сложившейся ситуации на перечисленных контейнерных площадках.

Что пытался доказать регоператор?

По мнению ООО «АкваЛайн», причиной переполнения и захламления контейнерных площадок стало отсутствие на них контейнеров. Обязанности приобретать и устанавливать контейнеры у регионального оператора нет в силу закона и Постановлений Правительства РФ. Региональный оператор обратился в Арбитражный суд с требованием отменить предписание прокуратуры и возложить установку контейнеров на управляющие многоквартирными домами организации и муниципалитет. В итоге суд первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований регоператора отказал, посчитав, что прокуратура города Вологды действует в пределах допустимых полномочий.

Региональный оператор обратился в суд кассационной инстанции.

На самом деле решение Арбитражного суда Северо-Западного округа, расположенного в г. Санкт-Петербурге, очень интересное. С одной стороны, все решения судов первой инстанции оставлены без изменения. Представление прокуратуры обоснованное, ситуация должна была быть исправлена в срок по тем 22 контейнерным площадкам в Вологде, что в принципе уже сделано давным-давно и не руками регионального оператора.

Но в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа есть три абзаца, посвященные главному вопросу прошлого года: «Есть ли у регионального оператора обязанность приобретать и устанавливать контейнеры?».

Цитируем прямо по тексту Постановления суда (стр.4):

«Вместе с тем вывод судов о наличии у Общества обязанности приобретать и устанавливать контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов является ошибочным».

И далее ответ на вопрос: «А кто обязан приобрести и установить контейнеры для ТКО?».

Снова цитируем точно по тексту постановления суда (стр.4):

«Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу подпункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, обязанность обеспечить, в частности, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда, к каковым Общество (прим. ООО «АкваЛайн») не относится".

Иными словами, контейнеры для твердых коммунальных отходов должны и обязаны приобретать организации, занимающиеся обслуживанием жилищного фонда, а у регионального оператора такой обязанности нет.